К вопросам истории и перспектив развития промышленности.
Вся
история человечества основывается на преобладающем использований какого-либо
ресурса. Некоторые исторические периоды названы именно по ним – бронзовый век,
железный. Следуя этой системе наше время можно назвать «нефтяным» или
«углеводородным» веком, также как век XIX называют «веком
стали, пара и электричества».
Если
пропустить век каменный, когда наша цивилизация, по сути, только зарождалась,
то первым таким периодом был век бронзовый, когда основу технологии составляли
разновидности сплавов на основе меди – бронзы, сначала – мышьяковистая, за ней
– оловянная. Стоит отметить, что температура плавления меди гораздо ниже, чем
железа, но обработке давлением бронзы поддаются труднее его. Однако, именно
железо сменило бронзу. Железо и его сплавы с углеродом – стали и чугуны. Стальное
клинковое оружие значительно превосходило бронзовое, на стыке этих эпох
обеспечив ряд блистательных военных побед.
Огнестрельное
оружие долгое время делали именно бронзовым, из-за того, что процессы
бронзового литья значительно проще, а получаемые изделия были более высокого
качества. Пожалуй, вторым по значимости фактором, обусловившем данную ситуацию,
являлось использование при плавках древесного, а не каменного угля. В сравнении
со вторым первый обладал более низкими характеристиками и рядом особенностей,
сказывавшихся на качестве итогового продукта. Долгое время останки окаменевших
растений использовались для изготовления порохов и письменных принадлежностей.
Позднее, в XIV-XVI веках, бронза
была вытеснена из оружейного дела чугуном. Начало этому было положено во второй
половине XV века, когда изобрели и начали массово строить
доменные печи.
В
1735 году А.Дарби II произвел первое
успешное коксование каменного угля. Этот год можно считать одной из дат
зарождения каменноугольной промышленности в том виде, в котором она
просуществовала до второй половины века XX.
При использовании древесного кокса многие заводы, согласно открытым источникам,
производили его «на месте», что привело к исчезновению лесов вокруг них.
Переход на каменный уголь обнажил проблему доставки сырья из шахт на заводы.
Распространенный в то время для перевозки тяжестей на большие расстояния
гужевой транспорт мог перемещать такие объёмы только медленно и нерегулярно.
Определенную остроту проблемы снял речной транспорт, хотя и не решил её
полностью.
Ещё
Герон Александрийский создал примитивное устройство, в котором тягу создавал
пар – одна из первых паровых машин. Долгое время это изобретение и его потомки
оставались забавами для публики в салонах и на ярмарках. Пока в 1705 году
Севери и Ньюкомен не создали одну из первых вакуумных паровых машин для
откачивания воды из шахт и вращения мельничных жерновов. Через шесть десятков
лет, в 1766 году, Иван Ползунов и Джемс Уатт в 1769 году создают свои
конструкции паровых машин, пригодных для использования в промышленности. В 1801
году Ричард Тревитик создает рельсовый локомотив, закладывая один из первых
камней в фундамент будущего железнодорожного транспорта.
Стоит
отметить, что разработки залежей каменного угля шахтным способом всегда
сопряжены с высоким риском, из-за накапливающегося в шахтах метана. Возможно,
поиск решения этой проблемы привел Филипа Лебона в 1799 году к изобретению
светильного газа и прототипа двигателя, работавшего на нём – первого двигателя
внутреннего сгорания. Увы, после этого развитие ДВС останавливается почти на
шестьдесят лет. Только в 1860 году Жан Этьен Ленуан создает работавший на том
же светильном газе двигатель, сравнимый по КПД с паровой машиной. В это время,
вторую половину XIX века, уже
становятся очевидными недостатки существующих паровых машин, установленных на
паровозах и пароходах: низкий КПД, необходимость частого и продолжительного
пополнения запасов угля и воды. Наибольшую пользу пар приносил исключительно в
крупных масштабах – на фабриках и перевозках на дальние расстояния больших
грузов. Конечно, учитывая свершившуюся промышленную революцию данный момент не
очень значителен, но всё равно образовалась ниша, ожидающая своего заполнения –
личный транспорт, перевозки малых грузов на средние и малые расстояния. Ниша,
которую в 1883 – 1884 годах заполнили бензиновые двигатели Даймлера-Майбаха и
Костовича. Ниша, с которой началось победное шествие ДВС. Ниша, ставшая одним
из столбов зарождения и развития нефтяной промышленности. Уже через два года, в
1886 году, Даймлер и Майбах создают первый автомобиль. Меньше двадцати лет
остается до основания знаменитой компании «Форд», что ознаменует рассвет эпохи
автомобилестроения. В этом же, 1903 году, со стапелей Сормовского завода сойдёт
первый теплоход, которым будет нефтеналивная баржа.
Нефть
была известна людям с первобытных времен. Некоторые археологические находки
свидетельствуют о том, что первобытные люди использовали естественные выходы
нефти на поверхность в качестве ловушек для зверей при загонной охоте. Раскопки
городов майя и шумеров указывают на использование ими битумов. Предполагается,
что сырая нефть была основным компонентом знаменитого «греческого огня».
Продукты грубой перегонки нефти использовали для освещения, как смазочный материал,
для обмана прихожан в храмах. Когда нефтепродукты стали использоваться в
качестве топлива для транспорта и первичного сырья для химической
промышленности, необходимость поисков, разведки и добычи месторождений, скрытых
в толще литосферы, вызвала взрывное развитие геолого-геофизических методов
поиска и разведки полезных ископаемых, что было невозможно без сопутствующего
развития фундаментальных наук.
Без
сомнения, наиболее значимым научным достижением тех лет является открытие А.
Беккрелем радиоактивности в 1896 году. Не менее важно и обнаружение
радиоактивного распада Э. Резерфордом в 1903 году. И менее, чем через тридцать
лет, в 1942 году, Э. Ферми запускает первый ядерный реактор. В 1958 году, всего
через пятьдесят пять лет после открытия радиоактивного распада и через
шестнадцать лет от запуска первой ядерной установки, на воду спущен атомный
ледокол «Ленин». Стоит заметить, что к концу 1950-х годов пароходы и паровозы,
в основной массе, были вытеснены дизельными тепловозами и теплоходами –
произошла очередная смена цивилизационного ресурса – с угля на нефть.
Оглядываясь
в глубину веков, анализируя прошлое, невозможно не заметить ряд
закономерностей. Закономерностей, настолько очевидных, что сегодняшнее их
показательное игнорирование сразу вызывает ассоциации с тремя понятиями: «1811.
Англия. Ноттингемшир».
Закономерность
№1. Скорость смены основного ресурса цивилизации всё время нарастала. Если
переход с бронзы на железо занял несколько веков, то переход с древесного угля
на каменный – всего несколько десятилетий, как и «уголь-нефть». Стремительное
развитие фундаментальных технологий продолжалось до конца 1980-х, когда
внезапно практически полностью остановилось. Однако, именно в эти годы
начинается куда более стремительное развитие прикладных и повседневных
технологий – бытовой и вычислительной техники, Интернета и коммуникаций, цель
которых – позволить человеку меньше работать, меньше думать, меньше творить,
больше формализовать его деятельность. Технологий, характеризующихся высоких
экономическим потенциалом, позволяющих получать высокие прибыли с минимальными
затратами и в короткие сроки. Основным же ресурсом всё ещё остается нефть.
Закономерность
№2. Между первыми прототипами до изобретения устройств, пригодных к внедрению в
производство, проходит около 60 лет. Можно предположить, что существует некая
цикличность, с обозначенным периодом, с которой происходят крупные
технологические прорывы. Опираясь на это можно было ожидать, что примерно в
2010-х годах стоило бы ожидать массовое производство транспортов на атомной
тяге, чего не наблюдается. Кроме того, ещё в 1950-х годах в СССР было начато
изучение термоядерного синтеза и плазмы. Однако, на сегодняшний день основным
энергоносителем остается нефть.
Теория
цикличности встречается, как в исторической науке, так и в экономике. В истории
её формирование и продвижение связано с такими именами, как Полибий,
Макиавелли, Вико, Мейер, Данилевский. В экономике её развивали и формировали
Китчин, Жюгляр, Кузнец, Кондратьев. Любопытно, что циклы Кондратьева имеют ту
же периодичность, что и наблюдаемая закономерность – 60 лет.
Основываясь
на этих двух закономерностях можно предположить во второй половине 2010-х –
первой половине 2020-х резкое снижение потребления нефти, а к первой половине
2030-х спрос и потребление нефти упадет в разы и продолжат стремительно
уменьшаться, пока не займут значение около 0. Увы, произвести достоверные
расчеты и моделирование данной ситуации без помощи соответствующих специалистов
не представляется возможным. Однако, в качестве основы для подобного
прогнозирования представляется возможным взять особенности развития
каменноугольной и лесной промышленности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий